Сергиевский храм г. Воскресенска - <
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Книги. Беме Якоб "Аврора, или Утренняя заря в восхождении"

Скачать книгу в формате txt (264 Кб.)

Скачать книгу в формате doc (2,5 Мб.)

Скачать книгу в формате fb2 (233 Кб.)

Скачать книгу в формате pdf (7,7 Мб.)

«Аврора, или Утренняя Заря в восхождении» — самое известное сочинение крупнейшего немецкого философа-мистика Якоба Бёме (1575—1624). В этом труде, основываясь на толковании библейских текстов, Бёме рассматривает широчайший круг вопросов — от натурфилософии до космогонии. В своем философствовании Якоб Бёме «возвестил» единство Бога и Его бытия в самом мыслящем духе, исходя из самого Бога, от пантеизма Тройственности, предвосхитив, таким образом, немецкий идеализм, черпающий все свое содержание исключительно из самого себя. «Аврора» печатается в классическом переводе А.С.Петровского.

Жизнь и учение Якоба Беме
 
Бёме (Bohme) Якоб – человек, 
который не замкнулся в своих откровениях, 
а решил изложить их нашему миру.
Яков Бёме (1575, Альтзейденберг, – 17.11.1624, Гёрлиц) – человек, который не замкнулся в своих откровениях, а решил изложить их нашему миру. С позиции сегодняшнего дня его уже невозможно назвать мистиком. Скорее всего, это человек, которому через откровение «открылся мировой Разум» и он, как смог, записал эти откровения... Очень точно о таких людях сказал Людвиг Фейербах. «Блестящее исключение из об­щего правила: ne sutor ultra crepidam (сапожник, знай свою колодку), которое доказывает на деле, что дух истории, всеобщий дух есть единственный дух человека и он, невзирая на лица, ранги, рождение, внешние средства, выдвигает людей из пыли и мрака неизвестности и делает их своими органами, провоз­вестниками своей сущности. Исторические идеи, как подземные источники, пробиваются также из мест, где их меньше всего можно было ожидать; они исходят от индивидов, которые черпают сведения о том, что про­исходит в духовном мире, не из необходимого, обуслов­ленного образованием и знанием языков чтения оте­чественных и иностранных журналов, а по слухам и самое большее из сельской газеты; они поэтому кажут­ся тому, кто рассматривает таких индивидов вне исто­рии, чудесами, так как эти индивиды удивляются себе и их собственные идеи, к которым они не знают, как пришли, являются для них загадкой: они кажутся откровениями, внушениями или озарениями свыше, ка­ковы они в известном смысле и есть. «Я плохо понимал раньше, – говорит Я. Бёме о себе, описывая начало своей писательской деятельности, – возвы­шенные символы веры по примеру всех мирян и ещё менее природу, пока не начал мне сиять свет вечной природы, чему я так обрадовался, что начал записывать познанное мной. Ибо дух пронзил меня, как молния, и я увидел глубину вечности; когда проходит ливень, он настигает то, что настигает; так было и со мной: я начал писать, как мальчик в школе, и за­писывал познанное с большим рвением». «Послушай, паскви­лянт! – так обращается Я. Бёме к своему противнику Б. Тилькену. – Если ты владеешь искусством этого мира, то я владею искусством божественного мира: ты изучил свое, а мое есть дар милости божьей» (Первая апология против Б. Тилькена, Предисловие. № 27, 28, 93)[1].
  С ним перекликается оценка Бёме данная ему Гегелем: «Мощный ум Бёме справедливо получил название philosophus teutonicus[2]. Отчасти Бёме расширил само содержание религии до всеобщей идеи, открыл в нем высшие проблемы разума и стремился постигнуть в нем дух и природу в их определенных сферах и формациях, положив в основание своих изысканий ту мысль, что дух человека и все вещи созданы по образу и подобию бога, – само собой разумеется, триединого бога – и цель жизни и существования состоит лишь в том, чтобы потерявшая образ божий душа снова возвратилась к своему первоисточнику. Отчасти же он, наоборот, применял формы природных вещей (сера, селитра и т. д., терпкое, горькое и т. п.), насильственно заставляя их служить для выражения форм духа и мысли…
  …Мы имеем, можно сказать, достаточно и даже с избытком более или менее чистых или затуманенных образов истины – в религиях и мифологиях, в гностических и мистицирующих философиях древнего и нового времени. Можно находить удовольствие в том, чтобы открывать идею в этих образах, и находить удовлетворение в почерпнутом из такого рода открытий убеждении, что философская истина не есть нечто совершенно изолированное, что ее действие проявлялось в этих образах по крайней мере как брожение»[3].
  Яков Бёме родился в старом Зейденбурге (Альтзейденберг), «бывшем местечке, недалеко от Герлица в Оберлаузице. Его родители были бедные крестьяне. В свои юные годы, как рассказывают, он имел несколько таинствен­ных явлений. Так, однажды, удалившись от крестьян­ских мальчиков, с которыми он обычно пас в поле скот, и взойдя на ближнюю гору, на вершине коей он нашел вход в пещеру, он заметил большой сосуд с зо­лотом, который так напугал его, что он поспешно убе­жал. Но затем он уже не видел этой пещеры откры­той. Научившись в сельской школе читать и кое-как писать, он был отдан в учение к сапожнику»[4].
 
Дом Беме в Геррици, в котором он жил в 1590-1610
 
  «История Якоба Бёме напоминает историю Святого Павла (недаром Бёме часто цитирует его послания). В один прекрасный день к ученику сапожника пришел незнакомец, когда хозяин мастерской отсутствовал. Он купил пару ботинок за несуразную цену, названную Якобом из боязни навлечь гнев хозяина, и вышел из мастерской. Посреди дороги он вдруг обернулся и громко позвал: «Якоб, Якоб, выходи!» Испуганный мальчик выскочил на улицу и подбежал к незнакомцу. Тот сказал ему: «Якоб, ты мал, но станешь велик, и превратишься в другого человека, которому будет дивиться Мир. Будь благочестив, бойся Бога и слушайся Его Слова. Прилежно изучай Святое Писание, в котором найдешь утешение и добрый совет, ибо тебе предстоит перенести нужду, бедность и гонения, но ты устоишь, потому что любит тебя Бог и благоволит к тебе». После этой встречи у Якоба в течение семи дней были видения, он лицезрел Господа, Ангелов, и Сотворение мира, и жизнь его взаправду изменилась»[5].
  Выучив­шись своему ремеслу и возвратившись из путешест­вий, в 1594 г. он стал сразу мастером и супругом.
  Яков Бёме усердно посещал церковь и читал Биб­лию. Но он также начал читать другие как религиозные, так и алхимические и натурфилософские сочинения, на­пример Парацельса, а затем развил свой ум в об­ществе ученых, как это доказывают его сочинения и прямые заявления по этому поводу. Так, уже в своей «Авроре» он говорит: «Я прочел много писаний высоких учителей»[6].
  Религиозные споры его времени, бередившие его душу, внешний случай, а именно видение блестящего оловянного сосуда и слова незнакомца, «внезап­но нарушившее благодаря живой фантазии его душев­ное равновесие, последовавшее затем душевное воз­буждение, не вызванное никаким внешним поводом, и прежде всего собственный дух, гений побудили его сделать свое перо громоотводом перегруженной и воз­бужденной души. Первым плодом его духа, или, го­воря его языком, озарений, была «Аврора», написанная в 1612 г.»[7].
  Он писал «Аврору» только для себя самого. Но благо­даря одному «знакомому дворянину», который посетил Якова Бёме, видел рукопись, попросил её и, заинтере­совавшись ею, поспешно велел переписать, она стала известна. К моменту выхода ее из печати, место лютеранского Пастора в Гёрлице уже занял Грегори Рихтер, убежденный ортодокс и охотник за ведьмами. Прочитав произведение Бёме, он публично с ка­федры осудил её и самого автора, объявив последнего еретиком и пообещав предать анафеме, если тот посмеет еще опубликовать нечто подобное.
  Такая угроза совсем не выглядела шуткой, Бёме был на некоторое время выслан из города, но вскоре возвращен, и Якоб принял решение более не вести никаких записей.
  Многие неправильно считают «Аврору» лучшим из его сочинений, тогда как позднейшие сочинения да­леко превосходят её по ясности, точности и опреде­ленности. Но именно как первое, самое грубое, не­посредственное, некритическое произведение его ума это самое интересное и важнейшее из его сочинений. Я. Бёме говорит сам о своей «Авроре»: «Бог был столь милостив, что мы в других написанных книгах писали гораздо яснее, чем в первой»[8].
  «Язык произведения Карл Густав Юнг назвал «поэтическим косноязычием», что в принципе точно, и все же не совсем справедливо, поскольку нельзя критиковать того, кто описывает неописуемое. Для видений, открывшихся духу Якова, не существовало выразительного языка, и ему пришлось изобретать язык самому. Неоценимую помощь в этом оказал ему некто Бальтазар Вальтер, один из лучших учеников Парацельса, розенкрейцер и практикующий алхимик. Вальтер познакомился с Бёме именно в этот трудный для Якова период.
  Бальтазар Вальтер, обучавшийся в эзотерических школах Сирии, Египта и Греции, дал Бёме основы алхимии и Каббалы, а также помог ему создать собственный выразительный язык, умело используя алхимические термины и символы, и, в итоге, убедил его начать писать снова»[9].
  Таким образом, через семь лет Яков Бёме вновь взялся за перо. В эти последние годы он оставил даже свое ремесло ввиду «посто­янного занятия писанием». В течение короткого времени были созданы рукописи «Vom dreifachen Leben des Menschen (От троекратной жизни человека)» (1619); «Die drei Prinzipien göttlichen Wesens (Три принципа божественного существа)» (1619); «Psychologia vera, od. 40 Fragen и т. д. (Психология веры в 40 вопросах и т. д.)»; «Von wahrer Busse» (1622); «Auch ein Weg zu Christo (Дорога к Христу)»; «Erklärung der ersten Buches Moses (Заявление первой книги Моисея)» (1623); «117 Theosophische Fragen (117 Теософических вопросов)» (1624) и некотороые другие, среди которых «Ключ» в прямом смысле являлся ключевой работой, проясняющей смысл остальных. Идеи, высказанные в этом произведении, перекликаются с сегодняшними воззрениями на окружающий нас мир, в частности, высказанные в работе «Энциклопедия философских наук Г.В.Ф. Гегель. Философия природы. Взгляд из XXI века»[10]. 
  К сожаление последние работы Якоба были доступны только близким друзьям, и первая публикация их состоялась лишь после его смерти в 1624 году.
  В 1624 году во время путешествия он заболел горяч­кой и больной был привезен домой в Герлиц. Он умер в ноябре того же года. За несколько часов до смерти он спросил своего сына Тобию, слышит ли тот пре­красную музыку. После отрицательного ответа он ве­лел ему открыть дверь, чтобы лучше слышать пение. Затем спросил, который час. Услышав в ответ, что про­било два часа, он возразил: «Это ещё не мое время, мое время через три часа». Едва пробило шесть часов, как он скончался, сказав на прощание своим родст­венникам: «Теперь я иду в рай».
 
Памятник Беме в Герлиц
 
  Жизнь Якова Бёме описал силезский дворянин Ав­раам фон Франкенберг. Он изображает личность Бёме так: «Его наружность была невзрачна, он был низкого роста, с низким лбом, выдающимися висками, немного изогнутым носом, седой, с почти небесно-голубыми глазами, как окна в храме Соломона, с короткой жид­кой бородой, низким голосом, но приятной речью, сдержанными движениями, скромный в словах, крот­кий в обращении, терпеливый в страданиях, смирен­ный сердцем»[11].
  Его сочинения выходили во многих из­даниях: 1675, 1682, 1715, 1730 годах, новейшее (Лейпциг, 7 томов, 1831 – 1847) Шиблера. «Основательное извле­чение из всех... сочинений Якова Бёме», или «Clavicula (ключ) к его необычным выражениям», появилось в 1718 г. в Амстердаме. Подробный обзор литературы о Якове Бёме и его учении содержит сочинение: Гамбергер. Учение немецкого философа Якова Бёме. Мюн­хен, 1844.
(В.Г. Врачев)
Примечания.
[1] Л. Фейербах. История философии, § 42.
[2] ...philosophus teutonicus – тевтонский философ (лат.).. – 69.
[3] Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. Т. 1. Наука логики, стр. 69 71. М., «Мысль», 1974. – 452 с.
[4] Л. Фейербах. История философии, § 43.
[5] Якоб Бёме. Ключ, Предисловие переводчика.
[6] Бёме (Bohme) Якоб. Аврора или Утренняя заря в восхождении, гл. X, § 27.
[7] Л. Фейербах. История философии, § 43.
[8] Первая апология против Б. Тилькена, пр. 44, 59.
[9] Якоб Бёме. Ключ, Предисловие переводчика.
[10] См. В. Врачев, Энциклопедию философских наук Г.В.Ф. Гегель. Философия природы. Взгляд из XXI века, Раздел I, Механика, на сайте:
[11] Л. Фейербах. История философии, § 43.
 

 

Intellectualia. Книги

Православный кабинет. Книги

Angulus ridet. Книги


Назад к списку